www.postmod.narod.ru - Добро пожаловать на наш сайт!

 
 

 
 

 

 
 

 

 

 

 

Об эпохе постмодерна

Писатели

Произведения

Критика

Литературный форум

Литературный чат

Полезные ссылки

 

 

Айрис Мердок (1919-1999)

 

Произведения Критика

Дэйм Джин Айрис Мердок, в замужестве миссис Дж.О.Бэйли

Английская писательница, преподаватель университета, высоко профессиональная и плодовитая романистка, Айрис Мердок рассматривает вопросы этики и морали, иногда в свете мифов и легенд. Как писательница она была необыкновенно требовательна и не позволяла редакторам ни на йоту менять ее текст. За 40 лет она написала 26 романов, последние из которых она создавала, страдая от болезни Альцгеймера.
Айрис Мердок родилась в Дублине, фамилия "Мердок" по происхождению шотландско-гаэльская (гаэльский - язык шотландских кельтов). Ее мать, в девичестве Ирэн Алис Ричардсон, была ирландской оперной певицей. Уилс Джон Ньюс Мердок, отец Айрис, работал чиновником, в Первую мировую - служил в кавалерии, а после войны - государственным служащим. Семья переезжает в Лондон, и детство Мердок проходит в западных окрестностях города - в Хаммерсмите и Чизвиче.

Мердок получает образование в Оксфордском колледже Сомервиль, где изучает древние языки, античную историю и философию. Во время Второй мировой войны она принимает активное участие в работе коммунистической партии, но позже разочаровывается и выходит из этой организации.
С 1938 по 1942 она работает в министерстве финансов, а затем в UNNRA - организации помощи Организации Объединенных Наций (1944-46) - в Австрии и Бельгии.
Затем год она живет в Лондоне, нигде не работая, и вскоре поступает в аспирантуру и прослушивает курс философии Людвига Витгенштейна. В 1948 году ее выбирают членом совета оксфордского колледжа Сент-Аннс, где она преподает до 1963 года. Именно в этот период она посвящает себя творчеству, однако, с 1963 по 1967 все же читает курс лекций в Королевском колледже искусств.

Первая опубликованная работа Мердок называлась "Сартр - романтический рационалист" (1953), это был критический очерк. Она встречалась с Сартром в 40-е годы, заинтересовавшись экзистенциализмом.

Сильная любовь связывала Мердок и Франца Штайнера, поэта и человека энциклопедического образования, еврея чешского происхождения, который в 1952 году умер от сердечного приступа у нее на руках, согласно воспоминаниям Элиаса Канетти, его друга. С Канетти у нее был роман, но в 1956 году она вышла замуж за Джона Бэйли, который был шестью годами моложе, публиковал художественную прозу и был профессором английского языка в Оксфорде. Более тридцати лет они жили в городке Стипл-Эштон, в старом доме, который назывался Кедар Лодж, а потом переехали в университетский пригород на севере Оксфорда. У Мердок было несколько романов, но Бэйли относился к этому спокойно и их брак был счастливым союзом двух ученых. Бэйли писал некоторые рецензии от ее имени, а также отвечал на ее письма, но никоим образом не влиял на ее творчество. Их объединяла одна страсть - плавание, которым они занимались как только представлялась возможность. Бэйли даже установил нагреватель в маленьком бассейне для плавания в оранжерее Кедар Лодж.

Дебютом Мердок как романистки стал роман "Под сетью".
В книге "Отрубленная голова" (1961) затрагивалась теория архетипов Юнга, позже она была переделана в пьесу при участии Пристли, а в 1971 году был снят фильм, в котором главные роли исполнили Ричарод Аттенборо, Ли Ремик и Клэр Блум. В романе "Отрубленная голова"(1961) автор подвергает анализу теории Фрейда о мужской сексуальности и желании, а также страху кастрации.

"Колокол" (1958) - один из самых успешных романов Мердок. В нем изображена англиканская религиозная община в Глостешире. В центре внимания - замена колокола в башне монастыря. Трудности перевозки венчаются попыткой перевезти колокол по дамбе к воротам женского монастыря, когда внезапно колокол падает в воду и бесследно исчезает под водой. Позже историю экранизировали.

В ранних работах Мердок, как, например, в "Песочном замке" (1957), стиль безупречен и книги в основном не велики по объему. Более поздние много больше - более пятисот страниц. В книге "Алое и зеленое" (1965) Мердок обращается к истории, к периоду Пасхального восстания* в Дублине в разгар Первой мировой войны.

Мердок часто использовала фантазийные и готические элементы, но ее персонажи - реалистично написанные портреты людей, которые ищут смысл в жизни в необычных ситуациях. В 1950 году Мердок написала: "Мы живем в научной и анти-метафизической эпохе, в которой религиозные догмы, образы и заповеди во многом утратили свою силу", а нам осталась "пустая и хрупкая идея человеческой личности". Многие из ее романов имеют религиозную и философскую тематику, однако автор избегает ясных политических высказываний. "Как я уже говорила, я не считаю, что художник как художник имеет какие-либо обязательства перед обществом, в отличие от гражданина, или писателя, который может чувствовать себя обязанным написать убедительную статью или памфлет для газеты, но все это совсем другой вид деятельности. Обязанность же художника - творить, говорить правду своими средствами, долг писателя - создавать такое превосходное литературное произведение, на которое он только способен, и его задача найти способ как это сделать". (Из книги "Экзистенциалисты и мистики" Питера Конради, 1997).
В книге "Время ангелов" (1965) в качестве главного героя мы видим Карла Фишера, странноватого священника городского прихода, который поклоняется дьяволу. Дочь священника, Мириэл, узнает, что племянница отца, Элизабет, - его незаконная дочь; узнает и убивает отца подав ему слишком много снотворного. "Те, с кем общаются ангелы - потерянные люда" - говорит один из персонажей.
В книге "Единорог"(1963) герои попадают из привычного мира в средневековый мир случайностей и непредвиденных обстоятельств.

 

 
   

RWS @ 2005