Дэйм
Джин Айрис Мердок, в замужестве миссис Дж.О.Бэйли
Английская писательница, преподаватель университета, высоко
профессиональная и плодовитая романистка, Айрис Мердок
рассматривает вопросы этики и морали, иногда в свете мифов и
легенд. Как писательница она была необыкновенно требовательна и
не позволяла редакторам ни на йоту менять ее текст. За 40 лет
она написала 26 романов, последние из которых она создавала,
страдая от болезни Альцгеймера.
Айрис Мердок родилась в Дублине, фамилия "Мердок" по
происхождению шотландско-гаэльская (гаэльский - язык шотландских
кельтов). Ее мать, в девичестве Ирэн Алис Ричардсон, была
ирландской оперной певицей. Уилс Джон Ньюс Мердок, отец Айрис,
работал чиновником, в Первую мировую - служил в кавалерии, а
после войны - государственным служащим. Семья переезжает в
Лондон, и детство Мердок проходит в западных окрестностях города
- в Хаммерсмите и Чизвиче.
Мердок получает образование в Оксфордском колледже Сомервиль,
где изучает древние языки, античную историю и философию. Во
время Второй мировой войны она принимает активное участие в
работе коммунистической партии, но позже разочаровывается и
выходит из этой организации.
С 1938 по 1942 она работает в министерстве финансов, а затем в
UNNRA - организации помощи Организации Объединенных Наций
(1944-46) - в Австрии и Бельгии.
Затем год она живет в Лондоне, нигде не работая, и вскоре
поступает в аспирантуру и прослушивает курс философии Людвига
Витгенштейна. В 1948 году ее выбирают членом совета оксфордского
колледжа Сент-Аннс, где она преподает до 1963 года. Именно в
этот период она посвящает себя творчеству, однако, с 1963 по
1967 все же читает курс лекций в Королевском колледже искусств.
Первая опубликованная работа Мердок называлась "Сартр -
романтический рационалист" (1953), это был критический очерк.
Она встречалась с Сартром в 40-е годы, заинтересовавшись
экзистенциализмом.
Сильная любовь связывала Мердок и Франца Штайнера, поэта и
человека энциклопедического образования, еврея чешского
происхождения, который в 1952 году умер от сердечного приступа у
нее на руках, согласно воспоминаниям Элиаса Канетти, его друга.
С Канетти у нее был роман, но в 1956 году она вышла замуж за
Джона Бэйли, который был шестью годами моложе, публиковал
художественную прозу и был профессором английского языка в
Оксфорде. Более тридцати лет они жили в городке Стипл-Эштон, в
старом доме, который назывался Кедар Лодж, а потом переехали в
университетский пригород на севере Оксфорда. У Мердок было
несколько романов, но Бэйли относился к этому спокойно и их брак
был счастливым союзом двух ученых. Бэйли писал некоторые
рецензии от ее имени, а также отвечал на ее письма, но никоим
образом не влиял на ее творчество. Их объединяла одна страсть -
плавание, которым они занимались как только представлялась
возможность. Бэйли даже установил нагреватель в маленьком
бассейне для плавания в оранжерее Кедар Лодж.
Дебютом Мердок как романистки стал роман "Под сетью".
В книге "Отрубленная голова" (1961) затрагивалась теория
архетипов Юнга, позже она была переделана в пьесу при участии
Пристли, а в 1971 году был снят фильм, в котором главные роли
исполнили Ричарод Аттенборо, Ли Ремик и Клэр Блум. В романе
"Отрубленная голова"(1961) автор подвергает анализу теории
Фрейда о мужской сексуальности и желании, а также страху
кастрации.
"Колокол" (1958) - один из самых успешных романов Мердок. В нем
изображена англиканская религиозная община в Глостешире. В
центре внимания - замена колокола в башне монастыря. Трудности
перевозки венчаются попыткой перевезти колокол по дамбе к
воротам женского монастыря, когда внезапно колокол падает в воду
и бесследно исчезает под водой. Позже историю экранизировали.
В ранних работах Мердок, как, например, в "Песочном замке"
(1957), стиль безупречен и книги в основном не велики по объему.
Более поздние много больше - более пятисот страниц. В книге
"Алое и зеленое" (1965) Мердок обращается к истории, к периоду
Пасхального восстания* в Дублине в разгар Первой мировой войны.
Мердок
часто использовала фантазийные и готические элементы, но ее
персонажи - реалистично написанные портреты людей, которые ищут
смысл в жизни в необычных ситуациях. В 1950 году Мердок
написала: "Мы живем в научной и анти-метафизической эпохе, в
которой религиозные догмы, образы и заповеди во многом утратили
свою силу", а нам осталась "пустая и хрупкая идея человеческой
личности". Многие из ее романов имеют религиозную и философскую
тематику, однако автор избегает ясных политических высказываний.
"Как я уже говорила, я не считаю, что художник как художник
имеет какие-либо обязательства перед обществом, в отличие от
гражданина, или писателя, который может чувствовать себя
обязанным написать убедительную статью или памфлет для газеты,
но все это совсем другой вид деятельности. Обязанность же
художника - творить, говорить правду своими средствами, долг
писателя - создавать такое превосходное литературное
произведение, на которое он только способен, и его задача найти
способ как это сделать". (Из книги "Экзистенциалисты и мистики"
Питера Конради, 1997).
В книге "Время ангелов" (1965) в качестве главного героя мы
видим Карла Фишера, странноватого священника городского прихода,
который поклоняется дьяволу. Дочь священника, Мириэл, узнает,
что племянница отца, Элизабет, - его незаконная дочь; узнает и
убивает отца подав ему слишком много снотворного. "Те, с кем
общаются ангелы - потерянные люда" - говорит один из персонажей.
В книге "Единорог"(1963) герои попадают из привычного мира в
средневековый мир случайностей и непредвиденных обстоятельств. |