Борхес,
Х.Л.
БОРХЕС (BORGES), Хорхе Луис (1899-1986).
Видный аргентинский прозаик, поэт, эссеист, лит. критик, более
известный своими психол. и филос. новеллами; один из
основоположников и классик нов. лат-амер. лит-ры. Род. в
Буэнос-Айресе, юность провел в Европе, там же получил
образование; по возвращении на родину в 1920-х гг. сразу
окунулся в лит. деятельность (сначала добившись известности как
поэт). С 1955 г. работал директором Нац. б-ки; ослепнув, вышел в
отставку в 1973 г. Лауреат мн. нац. премий по лит-ре, кавалер
разл. высших орденов Италии, Франции, Великобритании, Испании;
почетный д-р лит-ры Сорбоннского, Оксфордского и Колумбийского
(Нью-Йорк) ун-тов.
Тв-во
Б. оказало беспрецедентное влияние на мн. разновидности
послевоен. лит-ры - от романа абсурда до НФ ; в частности, об
увлечении Б. говорили такие мастера филос. НФ, как Ф.Дик,
К.Воннегут, и особенно С.Лем (подробно анализирующий тв-во
аргентинского писателя в своем исследовании совр. НФ -
"Фантастика и футурология"). Тонкая и великолепно
орнаментированная игра на грани правды и вымысла, элегантная
лит. мистификация в духе И.Кальвино и У.Эко (ссылки и цитаты из
несуществующих произв., вымышленные биографии и целые страны и
культуры), повышенный интерес к метафизике и парадоксальной
философии сделали р-зы Б. (не написавшего за долгую лит. жизнь
ни одного романа) постоянным объектом подражания для мн. авторов
НФ. Лишь три из десятка с лишним книг Б. - сб. "Вымыслы" [Ficciones]
(1944), "Алеф" [El Aleph] (1949), "Сообщение Броуди" [Informe
sobre Brodie] (1970) - содержат новеллы, к-рые условно можно
назвать "НФ". Герою р-за "Круги руин" (19..; рус.1984) снится
незнакомец, к-рый становится явью и начинает жить
самостоятельной жизнью, в то время как его "создатель"
обнаруживает, что и он сам есть проявление чьего-то сна ; а в
р-зе "Фунес, чудо памяти" (1942; рус.1984) описан др. феномен -
человек с непостижимой памятью, так же легко общающийся с
прошлым, как и с настоящим.
"Тлён, Укбар, Orbis Tertius" (1941; рус.1984) - классическая
история изначально выдуманного мира, постепенно становящегося
"второй реальностью" и в результате полностью подчиняющего
истинную реальность ; к НФ также имеют отношение р-зы -
"Вавилонская библиотека" (1941; рус.1984), представляющая собой
"вселенную книг"; "Заир" (19..; рус.1984) и "Алеф" (19..;
рус.1984), написанные под влиянием р-за Г.Уэллса "Хрустальное
яйцо" ; "Сообщение Броуди" (19..; рус.1984), герой к-рого
обнаруживает в Африке племя полулюдей, полуобезьян, уже
развившихся до понимания религии, поэзии и даже обладающих
способностью к предвидению .
На рус. яз. также переведены р-зы с элементами фантастики:
"Другая смерть" (19..; рус.1990),
"Книга песчинок" (19..; рус.1990),
"Лотерея в Вавилоне" (19..; рус.1984),
"Роза Парацельса" (19..; рус.1991; 1990),
"Секта Феникса" (19..; рус.1990),
"Секта тридцати" (19..; рус.1990),
"Синие тигры" (19..; рус.1990),
"Ундр" (19..; рус.1991; 1990),
"There are more things" (19..; рус.1990).
Большинство переводов составило сб. Б. - "Проза разных лет"
(1984) и "Юг" (1984).
Интерес Б. к мифологии отразился в энциклопедическом труде,
написанном в соавт. с Маргаритой Герреро - "Руководство по
фантастической зоологии" [Manual de zoologia fantastica] (1957 -
Мексика; доп. 1967 - "Книга воображаемых животных") [El libro de
los seres imaginarios]) . Вместе с А.Бьой Касаресом им собрана
ант. "Антология фантастической литературы" [Antologia de la
Literatura Fantastica] (1940).
Вл.Г. |